АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ» ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г. Красноярск, тел. 8 908 -026-90-33; 8 904 -891-72-61, ИНН/КПП2461048270/246101001, е-mail: institut.dpo24@mail.ru УТВЕРЖДЕНО Приказ №5 от 20.01.2022г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации «Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога и специалистов других помогающих профессий» (для совершенствования общекультурных и общепрофессиональных компетенций, формирования профессиональной компетенции в рамках имеющейся квалификации) Красноярск 2022 1 АННОТАЦИЯ Программа психологов, педагогов, предназначена воспитателей социальных для повышения дошкольных работников, квалификации образовательных специалистов учреждений, некоммерческих организаций, имеющих высшее или среднее профессиональное образование; лиц, желающих освоить новую компетенцию из числа студентов образовательных организаций среднего профессионального или высшего образования. Программа предусматривает профессиональных ассоциативных компетенций карт (МАК) как развитие у использования средства слушателей метафорических арт-терапии; повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Разработчики программы: Супонева Наталья Сергеевна, практикующий психолог, преподаватель Филиала ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» в городе Красноярске; Ачекулова Лариса Ивановна, к.п.н., заместитель директора по учебной работе КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства». Программа академических по часа максимальной освоения и трудоемкости включает все составляет виды 72 аудиторной и самостоятельной работы слушателей и время, отводимое на контроль качества освоения программы слушателями. 2 ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации разработана с учетом: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; - Профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного приказом Минтруда России от 18 ноября 2013 года №682-н; - Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514-н; - Приказа Минобрнауки от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; - Приказа Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Методических рекомендаций Минобрнауки по разработке ДПП от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн.; - Устава АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки»; - Положения о порядке разработки дополнительных профессиональных программ, реализуемых АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки». Цель программы: сформировать у слушателей навыки уверенного использования метафорических карт в арт-терапевтической работе с получателями услуг, навыки работы с метафорой, разными техниками, сформировать умения использовать техники под запрос получателя услуг; 3 развитие профессиональных компетенций в рамках имеющейся воспитатели дошкольных квалификации. Категория слушателей: психологи, образовательных учреждений, педагоги, социальные работники, специалисты некоммерческих организаций, профессиональное образование; имеющие лица, высшее желающие или среднее освоить новую компетенцию из числа студентов образовательных организаций среднего профессионального или высшего образования. Требования к слушателям: учебный план и программа составлены с учетом исходного образовательного уровня (базовое среднее профессиональное или высшее образование; получение базового среднего профессионального или высшего образования) и профессиональной подготовленности специалистов (опыт работы в заявленной области). Ожидаемые результаты обучения: у слушателей сформированы знания о метафорических ассоциативных картах (МАК), как об уникальном инструменте анализа состояния человека, методах арт-терапевтической работы с использованием МАК, умения применять знания как в индивидуальной работе, так и в работе с группой. Срок освоения программы: 72 ак. часа. Формы освоения программы: очная с применением дистанционных образовательных технологий. Контроль за ходом освоения программы происходит посредством использования текущего, промежуточного и итогового контроля по результатам освоения всей программы. В результате обучения слушатель должен: знать: - историю создания метафорических карт, преимущества работы с ними; - понятие и задачи метафоры; - возможности и ограничения использования метафорических ассоциативных карт в разных направлениях арт-терапии; 4 - формы работы с метафорическими ассоциативными картами; - базовые техники работы с метафорическими ассоциативными картами; - научное обоснование использования МАК. уметь: - анализировать МАК; - использовать МАК для формирования конструктивного запроса получателя услуг; - актуализировать ресурсы получателя услуг и прорабатывать травматический опыт при помощи МАК; - применять МАК в арт-терапевтической работе; - применять в практической деятельности техники исследования Яконцепции с применением МАК. владеть навыками - использования техник МАК в арт-терапевтической работе; - работы с травмами детства при помощи МАК. Данная программа повышения квалификации с помощью соответствующих тем и применения вышеуказанных форм и методов проведения занятий обеспечивает получение слушателями необходимых знаний (на лекциях, при самостоятельной подготовке), умений (при выполнении практико-ориентированных заданий, отработке техник использования МАК, с помощью выполнения самостоятельных работ), а также слушатели овладевают способностью применять знания, полученные в процессе обучения, в профессиональной деятельности. В результате освоения программы происходит качественное изменение имеющихся компетенций в рамках имеющейся квалификации. Обучение заканчивается сдачей зачета. Итоговый контроль включает в себя ответы слушателя на контрольные вопросы. Это контрольное мероприятие предназначено для определения теоретической и практической подготовки слушателя к выполнению профессиональных задач. 5 В результате освоения программы повышения квалификации у слушателей будут развиты общекультурные и общепрофессиональные компетенции: Общекультурные -способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). Общепрофессиональные -способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности (ОПК-1); -способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОПК-3). УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога и специалистов других помогающих профессий» № п/п Наименование Разделов и тем (дисциплины) Обща Всего я аудит трудо орны емко х сть часов Аудиторные часы Лек ции 1. 2. 3. 4. История создания метафорических карт. Преимущества работы с ними. Понятие и задачи метафоры. ОН - карты Метафорические карты, как «пассивный» вид арттерапии Возможности и ограничения использования метафорических карт в разных направлениях арттерапии Формы работы Сам осто ятел ьна я раб ота Формы контроля 4 текущий 12 8 4 Пра ктич ески е заня тия 4 Лаб орат орн ые заня тия 12 8 4 4 4 текущий 22 14 4 10 8 текущий 24 16 6 10 8 промежуточн 6 5. с метафорическими ассоциативными картами. Базовые техники работы с метафорическими ассоциативными картами Итоговый контроль Итого: ый 2 72 46 18 28 2, зачет 2 24 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. История создания метафорических карт. Преимущества работы с ними. Понятие и задачи метафоры. ОН - карты Понятие метафорических карт, возможности, особенности применения и история их возникновения. «ассоциативные». Научное Понятия обоснование «метафорические». и использование Психологические теории, на которых базируются МАК. Понятие МАК. МАК как проективная психологическая методика. Чем хороши МАК? Возможности, преимущества и ограничения использования МАК в психологической практике, обзор основных колод («Cope», «Persona», «Personita», «Ecco», «Habitat», «Morená»). Универсальные колоды. Выбор колоды метафорических карт для различных целей. Принципы выбора колоды МАК для работы. Основные принципы работы с МАК. Общие стратегии работы с МАК. Правила конфиденциальность, успешной уважение, работы с свобода, метафорическими спонтанность, картами: безопасность, приоритеты. Мифы, связанные с МАК. Обобщенный анализ основных представлений о понятии проекция. Специфика проективной идеологии. Классификации проективных методик. Основная гипотеза, лежащая в основе проективных методов. Особенности проективных методов. Проблема теоретического обоснования проективных методов. История создания первых проективных методов: тест словесных ассоциаций К.Г. Юнга, тест Г. Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест). 7 Темы практических занятий Тема 1. Проективные методы в работе со случаем Цель: рассмотреть роль и возможности проективных методов в психологическом консультировании и психодиагностике консультативных случаев. Понятийный аппарат: проекция, конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, рефрактивные, экспрессивные, импрессивные, аддитивные проективные методики, ассоциативные карты. В программе: 1.Что такое проекция? 2. Психоаналитическая концепция феномена проекции. 3. Работы З. Фрейда. В чем отличие взглядов на проекцию у З. Фреда и М. Кляйна. 4. Особенность взглядов кляйнианской школы на феномен проекция. 5. Проективная психология: работы Л. Фрэнка. Работы Л. Беллака по экспериментальному исследованию процессов, имеющих место в проективном исследовании. 6. Апперцептивное искажение по Л. Беллаку. Виды проекций. 7. Основная гипотеза, лежащая в основе проективных методов. 8. Особенности проективных методов. 9. Проблема теоретического обоснования проективных методов. 10. История создания первых проективных методов: тест словесных ассоциаций К.Г. Юнга, тест Г. Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест). 11. Подходы к классификации проективных методов исследования личности. Тема 2. Метафорические ассоциативные карты как инструмент психолога. Цель: сформировать у слушателей представление о роли, значении и возможностях арт-терапии при помощи ассоциативных карт. 8 Понятийный аппарат: метафорические ассоциативные карты, виды ассоциативных карт, возможности терапевтического воздействия. В программе: 1. История возникновения проективных карт, их использования в настоящее время. 2. Возможности и преимущества использования проективных карт. 3. Механизмы, обеспечивающие эффективность использования проективных карт. 4. Наборы карт, их специфика, категория, назначения, ограничения. Литература Основная литература: 1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 415с. 8 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2011. - 384с. 3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты и поэтическая терапия в психотерапии синдрома эмоционального выгорания. // СМАЛЬТА. 2014. - № 3. - С. 49-56. 4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности. // СМАЛЬТА. 2014. - № 4. - С. 71-78. 5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 230с. 6. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г. Кац, Е. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2016. - 160с. 7. Киршке В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / В. Киршке.-OH Verlag, 2010. 8. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. / И.Г. МалкинаПых.-М.: Эксмо, 2010. - 864с. 9 9. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritzegetmeyer/ 10. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. - М.: ГЕНЕЗИС, 2014. - 168с. 11. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012. 12. Старшенбаум Г.В. Энциклопедия начинающего психолога. / Г.В. Старшенбаум. - Изд.2-е. - Ростов н\Д: Феникс, 2018. - 347с. Дополнительная литература: 1. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. - М.: ДиректМедиа, 2008. - 859с. 2. Беллак Л. О проблемах концепции проекции. Теория апперцептивного искажения./Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,2000. – С. 10–29. 3. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология Изд.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 — 528с. 4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440с. 5. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: НикаЦентр, 1997. – 128с. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь – справочник по психодиагностике «СанктПетербург: Питер Ком», 2016. 7. Проективная психология / Перевод с английского, М.: Апрель Пресс изд. «ЭКСМОПресс», 2017. 8. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.; ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1995.- 260с. 9. Соколова Е.Т. «Проективные методы исследования личности» Москва: изд. Московского Университета, 2019. 10. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85. 10 11. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии - М: Алетейя, 1997. – 224с. 12. Holmes D. Dimensions of projection // Psychol. bull. 1968. – Vol 2. Метафорические карты, как «пассивный» вид арт-терапии Анализ метафорических карт. Использование МАК для формирования конструктивного запроса клиента. Универсальные техники работы с МАК. Модификация техники под любой запрос клиента. Сложные ситуации в практике применения МАК, приемы и техники выхода из них. Техники исследования Я-концепции с применением МАК. Основы применения МАК в индивидуальном психологическом консультировании. Темы практических занятий Тема 1. Базовые методологические основы и принципы работы с метафорическими ассоциативными картами Цель: рассмотреть базовые методологические основы и принципы, которые используются в работе психолога и других помогающих профессий с данные инструментом. Понятийный проекция, аппарат: метафорические психотерапевтическое ассоциативные воздействие, карты, метафоричность, имажинативность, символизм, алгоритмизированность, ассоциативность, конфронтационность, медиативность. В программе: 1. Метафорические ассоциативные карты – история создания. 2. Психологические принципы, лежащие в основе воздействия карт на личность. 3. Возможности использования различных колод и техник в работе с трудным случаем. Тема 2. Приемы и техники использования ассоциативных карт в работе психолога и специалистов других помогающих профессий 11 Цель: осветить основные приемы в работе с ассоциативными картами. Понятийный аппарат: метафорические ассоциативные карты (МАК), арт-терапия и консультирование, эффективность психологического воздействия, результат работы. В программе: 1. МАК в работе со взрослыми. 2. МАК в работе с детьми. 3. Базовые техники и подходы в работе с МАК. Литература Основная литература: 1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности. // СМАЛЬТА. 2018. - № 4. - С. 71-78. 2. Иванова О.В. Мастер-класс «По следам ассоциаций…» или «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Эл.ресурс: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/07/08/master-klass-po-sledamassotsiatsiy-ili-ispolzovanie Опубликовано 08.07.2013 3. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г. Кац, Е. Мухаматулина.- М.: Генезис, 2016.-160с. 4. Киршке В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / В. Киршке.-OH Verlag, 2010. 5. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги. - М.: Генезис, 2017. - 168с. 6. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. - Одесса: Институт Проективных Карт, 2016. Дополнительная литература: 1. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2016. – С. 69–85. 12 2. Holmes D. Dimensions of projection // Psychol. bull. 1968. - Vol. 3. Электронный ресурс: www.OH-Cards-Institute.org 3. Возможности и ограничения использования метафорических карт в разных направлениях арт-терапии Применение МАК в арт-терапевтической работе. Актуализация ресурсов получателя услуг и проработка травматического опыта при помощи МАК. Техники работы с негативными состояниями. Безопасная работа с травматическим событием при помощи МАК. Способы разрешения конфликтных ситуаций при помощи МАК. Применение МАК для проработки внутриличностного конфликта. Использование техник МАК в работе с утратой. Работа с травмами детства при помощи МАК. Приемы работы с детско-родительскими отношениями при помощи МАК-техники. Использование МАК в работе с детьми и подростками. Использование игр и техник МАК в работе с дошкольниками. Приемы МАК в работе с детьми младшего школьного возраста. Применение техник метафорических карт в работе с подростками. Темы практических занятий Тема 1. Работа с разрешением конфликтов при помощи ассоциативных карт Цель: познакомить слушателей с возможностями ассоциативных карт по разрешению конфликтов. Понятийный аппарат: конфликт, интерпретация и реинтерпретация конфликта, переживания личности в фазе конфликтов, ассоциативные карты. В программе: 1. Определение конфликтов. 2. Конструктивные и неконструктивные конфликты. 3. Модель Томаса-Килменна. 4. «Стратегии разрешения конфликтных ситуаций». 13 5. Использование метафорических ассоциативных карт при разрешении конфликтных ситуаций. 6. Эмоциональные и рациональные реакции на конфликт. 7. Этапы и способы выбора стратегии поведения в конфликте. Дополнительная литература: 1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. С-Пб.: Питер, 2011. – 538с. 2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравамыслов. - М.: Аспект прогресс, 1994. – 317с. 3. Мариновская, И.Д. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московская академия МВД России: Щит-М, 2012. – 136 с. Тема 2. Работа с внутриличностными конфликтами, кризисными состояниями и эмоциональными нарушениями В программе: «Архетипы» и «Тени». Что это такое и как они влияют на гармоничное развитие личности? Практика использования МАК в решении внутриличностных проблем получателя услуг: o определение актуального эмоционального состояния получателя услуг и зоны его ближайшего личностного развития (упражнение «Свет и Тень», «Внутренняя Тень»); o выявление актуальных субличностей, осознание их влияния на разные сферы жизни клиента («Субличности», «Карнавал»); o работа с теневыми аспектами, осознание и принятие отвергаемых ресурсов и стимулов («Тень, я тебя знаю», «Страшная карта»); o работа с интроектами, самоидентичностью и самовосприятием, моделирование Я-образа получателя услуг («Дом, похожий на меня», «Про тебя»); o коррекция эмоционального состояния, работа со страхами (упражнение «Путь героя», «Перекресток»). 14 Тема 3. Метафорические карты как инструмент терапии детскородительских отношений В программе: Выявление актуальной роли родителей и детей в семье («Семейный альбом»). Определение зоны конфликта в детско-родительских отношениях, актуальных представлений о ситуации («Я знаю, он знает, мы не знаем»). Выбор стратегии взаимодействия в детско-родительских отношениях, поиск нереализованных ресурсов («Вот – новый поворот», «Совет мудрецов»). Формирование взаимопонимания в системе «родитель – ребенок» («Понимаю – значит принимаю», «Взаимодействие»). Терапия и коррекция отношений по шкалам «доверие– ответственность» и «поощрение – наказание» («Даю – получаю», «Доверие – ответственность»). Тема 4. Карты ТАРО как проективный метод психологического консультирования В программе: История возникновения, предназначение и структура карт Таро. Колода Таро: мифы и предубеждения. Психология К. Г. Юнга, ее связь с образами и символами Таро. Психологическая интерпретация карт Старших Арканов. Таро как проективная психологическая методика. Секреты использования. Таро как терапевтический и коррекционный инструмент. Психологический портрет и типаж личности. Практика психологических раскладов на картах Таро. Тема 5. Коррекция негативных воспоминаний при помощи ассоциативных карт 15 Цель: рассмотреть подходы и техники работы с ассоциативными картами при работе с негативными воспоминаниями. Понятийный аппарат: негативные воспоминания, психотравмирующие события, фазы переживания утраты и горя, преодолевающие стратегии. В программе: 1. Личность и ее жизненный опыт. 2. Роль опыта в копинг-стратегиях. 3. Духовный кризис и подходы к его коррекции. 4. Группы иррациональных установок мышления «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», «оценочная установка». 5. Слова-маркеры, иррациональных убеждений. 6. Способы трансформации иррациональных мыслей. 7. Коррекция идеализации прошлого опыта. 8. Коррекция девальвации прошлого опыта. 9. Коррекция фатализации прошлого опыта. 10. Коррекция консервации прошлого опыта. Дополнительная литература: 1. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии, 2018. 2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. С-Пб., 2012. – 164 с. 3. Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 – 304 с. 4. Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1-2, 2011. 5. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2012, №1. 6. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях — СПб.: Речь, 2014. - 256 с. 16 7. Шефо, С.А. Психология горя: переживание утраты, особенности дет. горя, психол. помощь горюющему - СПб. : Речь, 2006. - 138с. 4. Формы работы с метафорическими ассоциативными картами. Базовые техники работы с метафорическими ассоциативными картами Основные техники работы с МАК: очки, озвучивание, раскрашивание, одушевление, зум, режиссура, расширение и др. Понятие игровых платформ. Преимущества игровых платформ. Исследование личных и семейных границ в консультировании по семейным вопросам. Методы работы с любовной зависимостью. Применение МАК при работе с супружеской изменой и разводом. Применение МАК в работе с психосоматикой. Выявление причин возникновения симптомов при помощи МАК. Использование метафорических карт в работе с телесными блоками. Применение МАК в работа с образами здоровья и болезни. Применение МАК в коучинговом подходе. Изучение основы коучинга, рассмотрение коучинговых колод. Техники принятия решений. Приемы работы с финансовыми запросами. Техники достижения целей при помощи МАК. Особенности применения МАК в групповой работе. Применение МАК-техник, направленных на сплочение группы, особенности работы с группой. Универсальные техники для работы групп. Работа с МАК в онлайн-формате. Индивидуальное дистанционное консультирование, его особенности. Приемы, возможности и особенности проведения дистанционной групповой работы. Специфика проведения интервью с помощью ассоциативных карт. Встреча с тенью: коррекция нарушений гендерной идентичности. Требования к консультанту, работающему с ассоциативными картами. Профессиональная идентичность психолога. Диагностика личностных качеств психолога с помощью ассоциативных карт. Заказчики психологических услуг. Причины низкой мотивированности клиента. Способы повышения мотивации на психологическую работу. 17 Темы семинарских занятий Тема 1. Использование ассоциативных карт в коррекции трудоголизма. Цель: раскрыть феномен трудоголизма как аддиктивного поведения и показать техники его коррекции с использованием ассоциативных карт. Понятийный аппарат: аддиктивное поведение личности, трудоголизм (работоголизм), этиология работоголизма, ассоциативные карты. В программе: 1. Аддикитивное поведение личности. 2. Трудоголизм и аддиктивные свойства организации. 3. Механизмы возникновения трудоголизма. 4. Перфекционизм и трудоголизм. 5. Интервью по Б.Килленджеру для определения трудоголизма. 6. Коррекция трудоголизма при помощи ассоциативных карт. Дополнительная литература: 1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Перевозкина Ю. М. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма. // Сибирский педагогический журнал, № 4, 2014. – С. 166 - 172. Тема 2. Коррекция нарушения гендерной идентичности при помощи ассоциативных карт Цель: раскрыть подходы к коррекции нарушения гендерной идентичности при помощи ассоциативных карт. Понятийный аппарат: гендерная идентичность, самосознание, ассоциативные карты. В программе: 1. Идентичность личности, ее структура и общая характеристика. 2. Гендерная идентичность и этапы ее формирования. 3. Нарушения гендерной идентичности. 4. Коррекция нарушений гендерной идентичности при помощи ассоциативных карт. 18 Дополнительная литература: 1. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени доктора психол. наук. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 2016. 38с. 2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности. // СМАЛЬТА. 2014. - № 4. - С. 71-78. 3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире /монография. / М.: Академический проект; Культура, 2011. - 406с. Тема 3. Требования к консультанту, работающему с ассоциативными картами Цель: качествах сформировать представление психолога-консультанта, о профессионально-важных ориентированного на работу с ассоциативными картами. Понятийный аппарат: профессиональная рефлексия, эмпатия, ПВК психолога-консультанта, ассоциативные карты, консультативный процесс. В программе: 1. Профессионально-важные качества психолого-консультанта. 2. Профессиональные требования к личности психолога. 3. Рефлексия и эмпатия как составляющие эффективности консультационного процесса. 4. Необходимые психологические составляющие для психолога, работающего с ассоциативными картами. Литература Основная литература: 1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 415с. 2. Иванова О.В. Мастер-класс «По следам ассоциаций…» или «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 19 Эл.ресурс: - http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/07/08/master-klass-po-sledamassotsiatsiy-ili-ispolzovanie Опубликовано 08.07.2013 3. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2016. - 160с. 4. Киршке В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / В. Киршке.-OH Verlag, 2011. 5. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritzegetmeyer/ 6. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги.- М.: Генезис, 2014.-168с. Дополнительная литература: 1. Бурно А.М. Дифференцированная когнитивная терапия обсессивнокомпульсивного расстройства. //Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2009. - № 2. С. 48-52. 2. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2016. 3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с. 4. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2015. - 928с. 5. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2011. – С. 69–85. 6. Holmes D. Dimensions of projection // Psychol. bull. 1968. - Vol. 7. Электронный ресурс: www.OH-Cards-Institute.org Тема 4-5. Отработка техник Занятия проходят в виде групповой работы на отработку навыков использования базовых техник. Отработка техник групповой работы с картами набора «OH»: 20 1. «Классика «ОН» (два – четыре игрока)». Участники по кругу вслепую вытягивают карту-картинку и карту-слово и кладут их лицом вниз. Первый переворачивает свои карты и рассматривает их вместе, как одно целое. Он решает, будет ли рассказывать о своих картах или нет. Если да, то он от 1-го лица описывает свои чувства и мысли. Ведущий помогает участникам, озвучивая рекомендации: «Будьте спонтанны, выражайтесь просто, используйте воображение. Прочтите слово на карте и объясните, что оно значит для вас. Обратите внимание, как это слово звучит для Вас. Помните, что нет «правильных» и «неправильных» интерпретаций. В картах «ОН» часто возникает феномен чтения «между строк», являющийся важной составляющей процесса исследования. Необходимо также учитывать контекст, возникающий при комбинации этих двух карт. Иногда максимальный эффект приносит замена слова на противоположное по смыслу. Сфокусируйтесь на возникающих чувствах. Соотнесите интерпретации, связанные с комбинацией карт с контекстом ваших недавних жизненных ситуаций. Используйте в рассказе настоящее время, говорите от 1-го лица. Избегайте неопределенных предложений («если бы», «может быть», «возможно»); не используйте слова «я думаю» и «я должен». Не рассказывайте длинных историй. Говорите о прошлом кратко, и только если это связано с настоящим. Заканчивая свою историю, произнесите фразу «Я закончил». После того, как участник закончил свой нарратив (повествование), другие дают ему краткую обратную связь. Это может быть эмоциональная реакция, выражение симпатии и т.п. Участники могут задавать вопросы, чтобы улучшить свое понимание сказанного. Они могут сообщить участнику, какие его реакции, движения, изменения мимики, позы, тона голоса во время исследования обратили на себя их внимание; какие чувства они испытывали в процессе его рассказа. Важно следовать правилам работы с картами: не интерпретировать чужие карты, не вступать в разговор во время «исследования»; не стремиться 21 комментировать или дополнять то, что не было сказано или было опущено другим участником во время рассказа. Классическая техника «ОН» заканчивается после трех раундов. Все три комбинации выбранных участниками карт могут рассматриваться как взаимосвязанные между собой. Взаимодействие этих трех комбинаций может послужить основой для интересного и важного «исследования», открывающего новые грани происходящего. 2. «Истории «ОН». В игре используются только карты-изображения. Ведущий перемешивает их, затем первый участник вытягивает из набора карту и кладет ее на стол лицом вверх. После этого рассказывает о ней, так, например, о картинке с изображением лопаты, прислоненной к стене дома, можно сказать: «Я иду в сад, чтобы вскопать клумбу». Следует ограничиться только одним предложением. Второй участник вытягивает другую карту и продолжает историю, рассказанную предыдущим участником. Например, о картинке с изображением ослика второй игрок говорит «что ослик нужен, чтобы привести удобрение для почвы». Третий выполняет те же действия, и так до тех пор, пока не будут использованы все карты. Участники фраза за фразой создают рассказ, объединенный их фантазией. Для этой игры можно использовать и карты-слова. Возможна комбинация карт, в этом случае участники рассказывают о картинке исходя из значения слова или исходя из противоположного ему смысла. Желательно описывать изображение от 1-го лица, в настоящем времени, используя местоимения «я» и «мое». От 3-го лица предлагается описывать карты в случае необходимости взглянуть на проблему со стороны, снизить накал эмоциональных переживаний. Перед началом работы можно согласовать название истории, задать ее тему. Например, «Любовь - это…». Ведущий вытаскивает карту-слово «Любовь», затем вытягивает из набора одну карту-картинку и кладет ее сверху. Он начинает фразу с «Любовь – это…..» и включает в рассказ содержание карты-картинки. Тоже можно предпринять и с картой-словом. 22 Этот вариант прост, он рождает множество ассоциаций, которые могут стать темой для разговора или материалом для других форм самовыражения. 3. «Мозаика». Ведущий располагает карту-картинку на белом листе бумаги. Вопрос участникам: Если бы эта карта была лишь частью большой картины, как бы она выглядела целиком? Что происходит снаружи за рамкой картины? Что изображено за границами карты? Эта работа очень эффективна при работе с детьми, так как вместо словесного описания, они могут нарисовать картину с помощью фломастеров, цветных карандашей или мелков. 4. «Превращение». Работа состоит из двух этапов. Сначала картыкартинки спонтанно, без долгих обдумываний делятся участниками на две стопки: «позитивные» и «негативные». Затем предлагается взять все карты из «негативной» стопки и одну за другой интерпретировать их как «позитивные». Или после описания негативных характеристик карт закончить рассказ позитивным заключением. 5. «Простой набор». Участники по очереди достают из набора по одной карте-слову и одной карте-картинке. Первый выкладывает свою комбинацию в центр стола, и каждый из участников дает ей собственную интерпретацию. В конце круга следуют отзывы и вопросы. Затем все повторяется со следующим участником и т.д. 6. «Двойной выбор». Каждый участник по очереди вытягивает две карты-слова и четыре карты-картинки. Он открывает карты-слова и подбирает к ним в дополнение две из четырех карт-картинок. Далее - как в простом выборе. 7. «Личное». Каждый участник берет из набора по три карты- картинки и карты-слова, т.е., у него оказывается три комбинации. Каждая комбинация сначала интерпретируется отдельно, а затем изучаются их взаимодействия. Важно обратить внимание на связь между интерпретацией и текущим моментом в жизни участников. 23 ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ Перечень основной литературы, необходимой для освоения программы 1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 415с. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2011. - 384с. 3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты и поэтическая терапия в психотерапии синдрома эмоционального выгорания. // СМАЛЬТА. 2014. - № 3. - С. 49-56. 4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности. // СМАЛЬТА. 2014. - № 4. - С. 71-78 5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 230с. 6. Дмитриева Н.В., Левина Л.В. Интервью как средство психологической коррекции лиц с девиантным поведением// материалы третьей научно-практической конференции «Аддиктивные расстройства: технологии профилактики и реабилитации» [электронный ресурс] //Режим доступа http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=685&t=1411. 7. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г. Кац, Е. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2016. - 160с. 8. Киршке В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / В. Киршке.-OH Verlag, 2010. 9. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. / И.Г. МалкинаПых.-М.: Эксмо, 2016. - 864с. 10. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritzegetmeyer/ 11. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. - М.: ГЕНЕЗИС, 2016. - 168с. 58 24 12. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2016. 13. Старшенбаум Г.В. Энциклопедия начинающего психолога. / Г.В. Старшенбаум. - Изд.2-е. - Ростов н\Д: Феникс, 2014. - 347с. Перечень дополнительной литературы, необходимой для освоения программы 1. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. - М.: ДиректМедиа, 2018. - 859с. 2. Беллак Л. О проблемах концепции проекции. Теория апперцептивного искажения. / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,2011. – С. 10–29. 3. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология Изд.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2012 — 528с. 4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440с. 5. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: НикаЦентр, 1997. – 128с. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь – справочник по психодиагностике» СПб.: Питер Ком, 2016. 7. Визит в Зазеркалье: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64с. 8. Иванова О.В. Мастер-класс «По следам ассоциаций…» или «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Эл.ресурс: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/07/08/master-klass-po-sledamassotsiatsiy-ili-ispolzovanie Опубликовано 08.07.2013. 25 9. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с Проективная психология / Перевод с английского, М.: Апрель Пресс изд. «ЭКСМО-Пресс», 2017. 10. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.; ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1995.- 260с. 11. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии - СПб.: «Ювента». М.: «КСП+», 1999. – 347с. 12. Соколова Е.Т. «Проективные методы исследования личности» Москва: изд. Московского Университета, 2016. 13. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2015. - 928с. 14. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2011. – С. 69–85. 15. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии - М: Алетейя, 1997. – 224с. 16. Gill M.M., Newman R., Redlich F.C. The Initial Interview in Psychiatric Practice. International University Press, New York. 1954 17. Holmes D. Dimensions of projection // Psychol. bull. 1968. – Vol. 18. Sullivan H.S. Conceptions of modern psychiatry. New York, Norton 1953. 19. Sullivan H.S. The Psychiatric Interview. W. W. Norton & Company, Inc. 1970. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Формы аттестации В ходе освоения программы проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация. Текущая аттестация осуществляется преподавателем на каждом занятии через получение обратной связи, проведение опросов по контрольным вопросам. Промежуточная аттестация проводится в виде выполнения практико-ориентированного задания. Освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в форме зачета. 26 Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки слушателей. Итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия сформированных компетенций у слушателей планируемым результатам. К итоговой аттестации допускается слушатель (обучающийся), не имеющий академической задолженности, и в полном объеме выполнивший учебный план по программе. Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Практико-ориентированное задание Ответьте Метафорические на следующие вопросы, ассоциативные дав подробное карты пояснение: позволяют: 1.________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ 4. ______________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6. ______________________________________________________________ 7.________________________________________________________________ 8. ______________________________________________________________ Диапазон применения карт В групповой и индивидуальной работе психолога. В работе с взрослыми и детьми. Метафорические ассоциативные карты можно использовать при работе в таких направлениях арт-терапии как:___________________________ Составьте общий алгоритм работы с проективными картами. 27 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Вопросы к зачету 1. Проекция, понятие и сущность. 2. Специфика проективной идеологии. 3. Классификации проективных методик. 4. Основная гипотеза, лежащая в основе проективных методов. 5. Особенности проективных методов. 6. История создания первых проективных методов. 7. Профессиональная идентичность психолога. 8. Диагностика личностных качеств психолога с помощью ассоциативных карт. 9. Общая характеристика популярных наборов карт. 10. История возникновения проективных карт, их использование в настоящее время. 11. Механизмы, обеспечивающие эффективность использования проективных карт. 12. Основные этапы работы с картами. 13. Рассмотрение подходов к выбору колоды карт в работе с различными трудными случаями. 14. Понятие психологического интервью и его роль в эффективности работы психолога-консультанта. 15. Структура интервью и его этапы. Приемы и техники в процессе осуществления интервью. 16. Техники работы с ассоциативными картами при коррекции неврастении, истерии, обсессивно-компульсивных состояний. 17. Коррекция идеализации прошлого опыта. 18. Коррекция девальвации прошлого опыта. 19. Коррекция фатализации прошлого опыта. 20. Коррекция консервации прошлого опыта. 28 21. Использование метафорических ассоциативных карт при разрешении конфликтных ситуаций. 22. Приемы работы с ассоциативными картами в коррекции трудоголизма. 23. Возможность коррекции нарушений идентичности с помощью карт. 24. Личностные ресурсы – понятие и понимание их самой личностью. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Организационно-педагогические условия реализации программы Программа включает в себя сочетание теоретического материала, на основе которого осуществляется выявление, обсуждение и решение актуальных задач, проблем и особенностей применения МАК в практической деятельности. Разделы и программы практических занятий, построены на самостоятельной сочетании лекционных, работы слушателей, способствующих освоению материала. Предпочтение отдается формам, стимулирующим активность обучающихся, обеспечивающим их включенность в образовательный процесс. Практические занятия проводятся в форме обсуждений, демонстрации приемов, правил работы с МАК. Для организации эффективной работы слушателей используются различные интерактивные формы обучения: практические занятия, отработка техник применения МАК. Практические занятия строятся на сочетании групповой и индивидуальной работы в режиме открытой коммуникации. Занятия проводятся как с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), так и в очном формате. Под понимаются ДОТ - дистанционными образовательные образовательными технологии, реализуемые технологиями в основном с применением информационных и телекоммуникационных возможностей при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном 29 взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 16 Федерального закона от 21.12.2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Основными видами учебной деятельности с применением ДОТ являются: - лекционные и практические занятия во всех технологических средах, также собеседования, консультации в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени); - индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, chat-конференции, форумы в мессенджерах; - самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение практико-ориентированных и иных заданий; работу с учебно-методическими материалами; работу с базами данных удаленного доступа. При обучении с применением ДОТ используются следующие информационные технологии: - кейсовые; - пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям; - размещение изучаемых материалов на образовательной платформе. При использовании ДОТ каждому обучающемуся становятся доступными (через образовательную платформу или пересылку на указанный адрес электронной почты) учебно-методические материалы (методические разработки, глоссарии, учебная литература, лекции, интерактивные презентации и список индивидуальных задач и т.д.). Учебные и методические материалы на электронных носителях передаются в пользование обучающегося на весь период обучения по программе повышения квалификации без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям. 30 При применении ДОТ обучающемуся предоставляется возможность обучения в удобное для него время, используя личные информационно технические средства в любом месте нахождения. В системе ДОТ могут поддерживаться следующие алгоритмы прохождения курса: - Последовательный. При использовании данного алгоритма материалы дисциплины предоставляются обучающемуся последовательно. При этом ранее пройденные материалы доступны для изучения в произвольном порядке. - Произвольный, при котором обучающийся может произвольно выбирать элементы модуля (раздела, дисциплины) для изучения, то есть все элементы курса доступны для изучения в любой момент времени. Учет результатов образовательного процесса (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации) и внутренний документооборот ведется традиционными методами. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация программы повышения квалификации обеспечивается научно-педагогическими соответствующее и кадрами, профилю занимающимися имеющими преподаваемых научно-методической базовое образование, разделов деятельностью (модулей), (высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет) профессиональное образование либо профессиональная переподготовка по дополнительным профессиональным программам, имеющие опыт работы не менее 1-го года. Все руководящие и педагогические работники, а также учебно-- вспомогательный персонал, задействованные в организации, проведении и обеспечении учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регулярно повышают квалификацию в соответствии с федеральным законодательством об образовании. 31 По направлению очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий назначается преподаватель (методист)-куратор, который имеет право: - вносить поправки в индивидуальный учебный график обучающегося; - контролировать процесс обучения посредством направления контрольных, тестовых заданий, предусмотренных программой; - организовать форум, онлайн-консультацию; - не допустить обучающегося, не освоившего предыдущий раздел (модуль) по программе к изучению следующего раздела (модуля) при последовательном их изучении. Обязанности преподавателя (методиста)-куратора: - оказывать помощь в обработке информации, консультировать обучающихся, если возникает необходимость, в оформлении результатов самостоятельной деятельности посредством общения через Интернет или любым удобным для преподавателя (методиста)-куратора и обучающегося способом; - осуществлять обратную связь в ходе выполнения заданий: уточнять степень выполнения задания, отвечать на вопросы, диагностировать причины возникающих затруднений, давать рекомендации, помогать определить пути решения проблемы; - своевременно пополнять, редактировать учебно-методический комплекс; - своевременно отвечать на вопросы обучающихся; - не позднее трех дней с момента поступления проверять выполненные задания; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, в том числе в области освоения специфического инструментария, позволяющего осуществить обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 32 Преподаватель (методист)-куратор также выполняет обязанности тьютора: - организует процесс индивидуальной работы с обучающимися; - оказывает помощь обучающимся в преодоление трудностей процесса самообразования, а также в освоении новых технологий, в том числе относящихся к области ДОТ; - осуществляет мониторинг всех действий обучающихся; - поддерживает познавательный интерес обучающихся; - организует индивидуальные и групповые консультации. Материально-техническое обеспечение реализации программы Материально-технические условия реализации программы в очной форме обучения: Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий Аудитория, на 1 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Н. Устиновича 24А Аудитория, на 1 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Н. Устиновича 24А Аудитория, на 1 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Н. Устиновича 24А Вид занятий Наименование оборудования, программного обеспечения Лекции Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска Практические работы Комплект наглядных пособий, комплект раздаточных материалов Электронная Библиотека, Практические занятия электронный учебник, мультимедийные материалы Материально-технические условия реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий: Для реализации программы каждый обучающийся (слушатель) должен иметь доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером, или иным 33 устройством, комплектация которого соответствует требованиям к минимальной конфигурации для работы с контентом для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Ресурс Процессор Оперативная память Дисковое пространство Привод CD-ROM Графическая карта Веб-браузер Канал Интернета, корпоративной или локальной сети Минимальный Pentium 100 МГц 16 Мб 4 Гб 4x PCI 1 Мб Microsoft Internet Explorer 4.0 либо Netscape Navigator 6 14400 бит/с Рекомендованный Celeron 600 МГц и выше 64 Мб и выше 20 Гб и выше 40x и выше AGP 8 Мб и выше Microsoft Internet Explorer 6.0 и выше 64 кбит/с и выше 34 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДПП ПК «Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога и специалистов других помогающих профессий» СЛУШАТЕЛЬ/ГРУППА:__________________________________ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ/ОБЪЕМ ЧАСОВ: 72 Месяцы сентябрь Недели Название дисциплины (модуля) октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август ИСПОЛНИТЕЛЬ:______________________ Рекомендованные обозначения: ДО – дистанционное обучение; Э – экзамен; З – зачет; ПИАР - подготовка и оформление итоговой аттестационной работы; ИК – итоговый контроль (защита ИАР или комплексный экзамен); СТ – стажировка; Р – реферат; КР – контрольная работа. Методические рекомендации по организации обучения по программе Методические рекомендации для преподавателей В целях оптимизации учебного процесса преподавателю рекомендуется: 1) обеспечить слушателей необходимой информацией по изучаемому курсу, а именно: а) тематическими планами лекционного и практического курса; б) списком необходимой литературы (основной и дополнительной); в) планами практических занятий с вопросами для самопроверки, списком необходимой литературы и практико-ориентированными заданиями; г) перечнем заданий для самостоятельной работы (темами рефератов, списком источников для конспектирования, подбором тем для составления библиографических списков и т.д.); д) перечнем вопросов к зачету; 2) своевременно подводить промежуточные итоги успеваемости и информировать о них слушателей; 3) внедрять в учебный процесс новые технологии, в т. ч. компьютерные (электронные учебные пособия, программы тестирования); 4) соблюдать единство требований; 5) соблюдать нормы корпоративной культуры в общении с коллегами, этические нормы во взаимоотношениях со слушателями: 6) следить за обновлением информации по читаемому курсу в литературе, периодических изданиях, сети «Интернет», постоянно работать над совершенствованием лекционного материала. Методические рекомендации для слушателей по различным формам работы При подготовке к практическим занятиям слушателю необходимо ориентироваться не только на лекционный материал курса, но и на основную и дополнительную специальную литературу по курсу, современные 36 инновационные технологии, видео-, аудиоматериалы, источники «Интернет». Изучение тем предполагается через лекционные и практические занятия. Оценка результативности прохождения учебного курса слушателями предполагает дифференцированный подход, в зависимости от активности работы слушателя при изучении тем. Методические рекомендации для слушателей по самостоятельным формам работы Программы тем учебного плана предусматривают перечень самостоятельных форм работы, все виды заданий предусмотрены учебным планом и носят научно-практический характер. При подготовке заданий слушателю необходимо ориентироваться на базовый лекционный курс, содержание практических занятий. Подготовка к практическим занятиям по теме (доклады, рефераты, опросы и др. виды деятельности) требуют от слушателей умения успешного поиска информации и, соответственно, оформления научной мысли в реферативном ключе. В ходе самостоятельной работы по данному курсу слушатель должен уметь: - осуществлять отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы; - анализировать и синтезировать знания по исследуемой проблеме; - обобщать и классифицировать информацию по исследовательским проблемам; - логично и последовательно раскрывать вопросы тем и разделов; - грамотно строить научный реферативный текст; - стилистически правильно оформлять научную мысль. Для более успешной работы слушателя мы считаем целесообразным обратить внимание на следующее. Первый этап деятельности слушателя при самостоятельной подготовке к занятиям – это поиск литературных источников по конкретной теме. Основные источники – это книги, 37 методические пособия и разработки, статьи в научных и научно- методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них. Наряду с карточными каталогами все большее распространение получают электронные каталоги, которые существенно облегчают поиск информации по теме. Заметим, что необходимая информация может находиться в книгах, не всегда относящихся к данной конкретной теме. Поэтому слушатель в процессе поиска книг по конкретному вопросу должен проявить общее знание соответствующего раздела темы, эрудицию и творческое отношение к научно-реферативной деятельности. Также полезно поиск информации по теме начать со знакомства с учебниками и словарями, в которых, как правило, отражаются наиболее признанные учеными и устоявшиеся знания, а уже затем переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов. Слушатели часто задают вопросы о том, какое количество источников должно быть использовано в работе. Безусловно, список литературы должен быть полным, что, в общем, характеризует осведомленность слушателя в изучаемой проблеме. Поэтому объем списка литературы при написании реферата должен содержать не менее 10 источников. Желательно все виды самостоятельной работы оформлять в электронном (письменном) виде. Задания предполагают творческий подход в решении и использовании дидактического материала. Все выполненные задания остаются в личном пользовании слушателя и будут необходимы при подготовке к итоговому контролю знаний по завершении обучения по программе. 38