МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДПО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) В АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки» ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Цели и задачи итоговой аттестации слушателей программ ДПО (профессиональной переподготовки)………………………………………….……………….2 2. Порядок проведения итоговой аттестации в форме экзаме- на…………………………………………………………………………………….4 3. Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене…………………5 4. Самостоятельная подготовка слушателя к итоговому экзамену……………….. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДПО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) Итоговая аттестация выпускника, освоившего программу дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки» является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме. Принципы итоговой аттестации: – открытость процедур; – привлечение профессионального сообщества к оценке профессиональных компетенций; – распределение процесса итоговой аттестации во времени; – оценка действий в квазипрофессиональной (экзамен) ситуации. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, выполнению нового вида профессиональной деятельности, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению самообразования. Аттестационные испытания слушателя проводятся в соответствии с программой профессиональной переподготовки, которую он освоил за время обучения. В результате аттестации слушатель должен продемонстрировать следующие способности: – знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научноисследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки; – уметь использовать современные методы социологических исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности; 2 – владеть приемами осмысления базовой и факультативной информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности. Итоговая аттестация выпускников, обучающихся по программам профессиональной переподготовки в АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки» включает: – итоговый экзамен; – или защиту выпускной квалификационной работы. К итоговой аттестации допускается слушатель, в полном объеме выполнивший дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки в установленные учебным планом сроки и не имеющий задолженностей. Требования, предъявляемые в ходе итоговой аттестации к знаниям и навыкам, профессиональной подготовленности выпускника, соответствуют требованиям, установленным программой ДПО и учитывают специфику региона и вуза. Программа итогового экзамена разрабатывается в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата), соответствующего профессионального стандарта, соответствующей программы профессиональной переподготовки. Итоговый экзамен может быть проведен в форме тестирования (если это предусмотрено ДПП). ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА Слушателю предлагается проблемная ситуация, связанная с одним из видов будущей профессиональной деятельности, моделирующая ключевые моменты деятельности, в которых проявляются имеющиеся у него знания, умения и профессионально важные качества и теоретические вопросы. Испытуемому предлагается решить ситуационную задачу, отразив обязательные вопросы и дополнив ответ собственными комментариями с опорой 3 на личный и профессиональный опыт, включающий примеры решения подобных проблем в учреждениях и организациях Красноярского края. Обязательными являются: 1) вопрос, относящий к основным теоретическим курсам, направленный на выявление у выпускника конкретных знаний и их практического применения при решении поставленной задачи; 2) вопрос, имеющий практико-ориентированный характер, направленный на выявление знания методов, методик, общих и частных технологий профессиональной деятельности в соответствующей области и умение их использовать при решении конкретных задач. Для определения научной компетенции выпускника в проблемной ситуации предлагается ситуация, связанная с осмыслением теоретико- методологических проблем профессиональной деятельности в соответствующей области. Для определения организационно-управленческой компетенции выпускника предлагается ситуация, связанная с осмыслением современной социальной теории и использования универсальных технологий и частных технологий профессиональной деятельности в соответствующей области, способствующих эффективному решению актуальных профессиональных задач. При подготовке к ответу слушатели делают необходимые записи на выданных секретарём аттестационной комиссии листах бумаги. На подготовку к ответу первому слушателю предоставляется до 60 минут, остальные сменяются и отвечают в порядке очерёдности. В процессе ответа и после его завершения слушателю членами аттестационной комиссии, с разрешения её председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах программы ДПО по направлению подготовки. После завершения ответа слушателя на все вопросы и объявления председателем аттестационной комиссии окончания опроса экзаменуемого, члены аттестационной комиссии фиксируют в своих записях оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и предварительную результирующую оценку. 4 По завершении итогового экзамена аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого слушателя и выставляет каждому слушателю согласованную оценку в соответствии с утвержденными критериями оценивания. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА НА ИТОГОВОМ ЭКЗАМЕНЕ Оценка за итоговый экзамен выставляется по 100-балльной системе с переводом оценки в традиционную шкалу: «отлично» – от 86 баллов и выше; «хорошо»: 73–85 баллов; «удовлетворительно»: 60–72 балла; «неудовлетворительно»: ниже 60 баллов. Для определения качества ответа на итоговом экзамене используются следующие показатели: – соответствие ответов программе аттестации, формулировкам проблем и вопросов; – структура, последовательность и логика ответа; – полнота и целостность, самостоятельность, соответствие нормам культуры речи ответов на вопросы; – знание и учет нормативно-правовых и иных базовых документов; – степень и уровень знания специальной литературы по проблеме; – способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных научных сфер; – научная широта, системность и логика мышления; – качество ответов на дополнительные вопросы. В ходе ответа испытуемого на поставленную проблемную ситуацию оцениваются: – способность предложить оригинальное решение проблемной ситуации на основе полученных знаний, приобретенного профессионального опыта; – умение определять условия и последствия принимаемых решений; 5 – обоснование, количество, качество и уровень предложенных решений; – степень коммуникационных навыков, грамотность речи, использование жестов, мимики и артикуляции; – ответы на дополнительные вопросы для уточнения высказанных слушателем положений ответа и уточнения того, понимает ли он последствия предлагаемых им решений. Критерии оценки решения ситуационной задачи. 43-50 баллов: – предложены только лучшие варианты решения; – решение имеет практическую значимость, обладают оригинальностью, нестандартностью; – решение способно предоставить реальные возможности улучшения рассматриваемой ситуации; – используются теоретические знания, научная терминология; – привлекается собственный профессиональный опыт. 37-42 балла: – предложены наиболее приемлемые варианты решения; – решение имеет практическую значимость, но не отличается оригинальностью и нестандартностью; – решение частично способно предоставить реальные возможности улучшения рассматриваемой ситуации; – частично используются теоретические знания, используется основные научные термины; – собственный профессиональный опыт частично актуализирован. 30-36 баллов: – предложен один вариант решения; – решение носит типичный, стандартный характер, не имеет практической значимости; – решение не способно предоставить реальные возможности улучшения рассматриваемой ситуации; 6 – теоретические знания использованы недостаточно, научные термины использованы частично; – собственный профессиональный опыт недостаточно актуализирован. Менее 30 баллов: – предложены неприемлемые варианты решения; – предложено интуитивное решение без определения проблемы или не основанное на материалах проблемной ситуации; – продемонстрировано непонимание последствий принимаемых решений; – теоретические знания и научная терминология не использованы; – собственный профессиональный опыт не актуализирован. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ В период подготовки к итоговому экзамену слушателям предоставляются необходимые дополнительные консультации по дисциплинам, входящим в программу профессиональной переподготовки. Самостоятельная подготовка включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе обучения блоков и разделов программы ДПО, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний. Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить: сущность феномена, лежащего в основе проблемы; место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе профессиональной деятельности, его взаимосвязь и взаимозависимость с другими феноменами; основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и др. данные), характеризующие его масштабность и значимость; исторические, правовые, экономические, психологические и др. ас- пекты феномена; 7 категориальный аппарат, используемый при изучении феномена; наиболее значимые подходы к определению и изучению данного феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной области; основные способы и направления разрешения индивидуальной и социальной проблематики, вызванной наличием данного феномена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта; перспективы развития данного феномена и развития общества с учетом данного феномена. Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена предлагаемая проблема. В процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности. 8