Методические рекомендации слушателям по подготовке к итоговому экзамену

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДПО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) В АНО
ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки»
ПО ПОДГОТОВКЕ
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО
ЭКЗАМЕНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи итоговой аттестации слушателей программ ДПО (профессиональной переподготовки)………………………………………….……………….2
2.

Порядок

проведения

итоговой

аттестации

в

форме

экзаме-

на…………………………………………………………………………………….4
3. Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене…………………5
4. Самостоятельная подготовка слушателя к итоговому экзамену………………..

1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДПО
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ)
Итоговая аттестация выпускника, освоившего программу дополнительного

профессионального

образования

(профессиональной

переподготовки)

в АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки» является
обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме.
Принципы итоговой аттестации:
– открытость процедур;
– привлечение профессионального сообщества к оценке профессиональных компетенций;
– распределение процесса итоговой аттестации во времени;
– оценка действий в квазипрофессиональной (экзамен) ситуации.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
общих и специальных (профессиональных) компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, выполнению нового вида профессиональной деятельности, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению самообразования.
Аттестационные испытания слушателя проводятся в соответствии с программой профессиональной переподготовки, которую он освоил за время обучения.
В результате аттестации слушатель должен продемонстрировать следующие способности:
– знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научноисследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
– уметь использовать современные методы социологических исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности;
2

– владеть приемами осмысления базовой и факультативной информации
для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере
профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация выпускников, обучающихся по программам профессиональной переподготовки в АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки» включает:
– итоговый экзамен;
– или защиту выпускной квалификационной работы.
К итоговой аттестации допускается слушатель, в полном объеме выполнивший дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки в установленные учебным планом сроки и не имеющий задолженностей.
Требования, предъявляемые в ходе итоговой аттестации к знаниям
и навыкам, профессиональной подготовленности выпускника, соответствуют
требованиям, установленным программой ДПО и учитывают специфику региона и вуза.
Программа итогового экзамена разрабатывается в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата), соответствующего профессионального стандарта, соответствующей программы профессиональной переподготовки.
Итоговый экзамен может быть проведен в форме тестирования (если это
предусмотрено ДПП).
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА
Слушателю предлагается проблемная ситуация, связанная с одним из видов будущей профессиональной деятельности, моделирующая ключевые моменты деятельности, в которых проявляются имеющиеся у него знания, умения
и профессионально важные качества и теоретические вопросы.
Испытуемому предлагается решить ситуационную задачу, отразив обязательные вопросы и дополнив ответ собственными комментариями с опорой
3

на личный и профессиональный опыт, включающий примеры решения подобных проблем в учреждениях и организациях Красноярского края.
Обязательными являются:
1) вопрос, относящий к основным теоретическим курсам, направленный
на выявление у выпускника конкретных знаний и их практического применения
при решении поставленной задачи;
2) вопрос, имеющий практико-ориентированный характер, направленный
на выявление знания методов, методик, общих и частных технологий профессиональной деятельности в соответствующей области и умение их использовать при решении конкретных задач.
Для определения научной компетенции выпускника в проблемной ситуации

предлагается

ситуация,

связанная

с

осмыслением

теоретико-

методологических проблем профессиональной деятельности в соответствующей области.
Для определения организационно-управленческой компетенции выпускника предлагается ситуация, связанная с осмыслением современной социальной
теории и использования универсальных технологий и частных технологий профессиональной деятельности в соответствующей области, способствующих
эффективному решению актуальных профессиональных задач.
При подготовке к ответу слушатели делают необходимые записи на выданных секретарём аттестационной комиссии листах бумаги. На подготовку к
ответу первому слушателю предоставляется до 60 минут, остальные сменяются
и отвечают в порядке очерёдности. В процессе ответа и после его завершения
слушателю членами аттестационной комиссии, с разрешения её председателя,
могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах программы ДПО по направлению подготовки.
После завершения ответа слушателя на все вопросы и объявления председателем аттестационной комиссии окончания опроса экзаменуемого, члены
аттестационной комиссии фиксируют в своих записях оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и предварительную результирующую оценку.
4

По завершении итогового экзамена аттестационная комиссия на закрытом
заседании обсуждает характер ответов каждого слушателя и выставляет каждому слушателю согласованную оценку в соответствии с утвержденными критериями оценивания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА НА ИТОГОВОМ ЭКЗАМЕНЕ
Оценка за итоговый экзамен выставляется по 100-балльной системе с переводом оценки в традиционную шкалу:
«отлично» – от 86 баллов и выше;
«хорошо»: 73–85 баллов;
«удовлетворительно»: 60–72 балла;
«неудовлетворительно»: ниже 60 баллов.
Для определения качества ответа на итоговом экзамене используются следующие показатели:
– соответствие ответов программе аттестации, формулировкам проблем
и вопросов;
– структура, последовательность и логика ответа;
– полнота и целостность, самостоятельность, соответствие нормам культуры речи ответов на вопросы;
– знание и учет нормативно-правовых и иных базовых документов;
– степень и уровень знания специальной литературы по проблеме;
– способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных
научных сфер;
– научная широта, системность и логика мышления;
– качество ответов на дополнительные вопросы.
В ходе ответа испытуемого на поставленную проблемную ситуацию оцениваются:
– способность предложить оригинальное решение проблемной ситуации
на основе полученных знаний, приобретенного профессионального опыта;
– умение определять условия и последствия принимаемых решений;
5

– обоснование, количество, качество и уровень предложенных решений;
– степень коммуникационных навыков, грамотность речи, использование
жестов, мимики и артикуляции;
– ответы на дополнительные вопросы для уточнения высказанных слушателем положений ответа и уточнения того, понимает ли он последствия предлагаемых им решений.
Критерии оценки решения ситуационной задачи.
43-50 баллов:
– предложены только лучшие варианты решения;
– решение имеет практическую значимость, обладают оригинальностью,
нестандартностью;
– решение способно предоставить реальные возможности улучшения рассматриваемой ситуации;
– используются теоретические знания, научная терминология;
– привлекается собственный профессиональный опыт.
37-42 балла:
– предложены наиболее приемлемые варианты решения;
– решение имеет практическую значимость, но не отличается оригинальностью и нестандартностью;
– решение частично способно предоставить реальные возможности
улучшения рассматриваемой ситуации;
– частично используются теоретические знания, используется основные
научные термины;
– собственный профессиональный опыт частично актуализирован.
30-36 баллов:
– предложен один вариант решения;
– решение носит типичный, стандартный характер, не имеет практической значимости;
– решение не способно предоставить реальные возможности улучшения
рассматриваемой ситуации;
6

– теоретические знания использованы недостаточно, научные термины
использованы частично;
– собственный профессиональный опыт недостаточно актуализирован.
Менее 30 баллов:
– предложены неприемлемые варианты решения;
– предложено интуитивное решение без определения проблемы или не
основанное на материалах проблемной ситуации;
– продемонстрировано непонимание последствий принимаемых решений;
– теоретические знания и научная терминология не использованы;
– собственный профессиональный опыт не актуализирован.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ
К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
В период подготовки к итоговому экзамену слушателям предоставляются
необходимые дополнительные консультации по дисциплинам, входящим в программу профессиональной переподготовки. Самостоятельная подготовка включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе
обучения блоков и разделов программы ДПО, вынесенных на экзамен, так
и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.
Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:


сущность феномена, лежащего в основе проблемы;



место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе

профессиональной деятельности, его взаимосвязь и взаимозависимость
с другими феноменами;


основные характеристики феномена (детерминанты, статистические

и др. данные), характеризующие его масштабность и значимость;


исторические, правовые, экономические, психологические и др. ас-

пекты феномена;
7



категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;



наиболее значимые подходы к определению и изучению данного

феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной
области;


основные способы и направления разрешения индивидуальной

и социальной проблематики, вызванной наличием данного феномена,
с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;


перспективы развития данного феномена и развития общества

с учетом данного феномена.
Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена предлагаемая проблема. В процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный
подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты
и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной
стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и с другой - дают
представление о традиционности и инновационности в практической работе с
ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать
доказательством его профессиональной компетентности.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».